Личные блоги, личные мнения

Размер текста
A- A A+

Малиновский скит

Малиновский скит

Малиновский скит единственный из наших древлеправославных скитов, который сохранился и даже действует. Сейчас это женский монастырь Русской Древлеправославной Церкви.
Находится эта Жемчужина вдали от суеты
в живописнейшем месте…

 

По рассказам насельниц монастыря бывает так, что зимой выпадет столько снега, что при таянии по весне ни в скит, ни из скита не выйти. Наверное нашими христианами,убегавшими от преследователей так и задумывалось. В середине XIX века здесь не было асфальтированных дороги скорее всего не было слышно несущихся по железной дороге электричек.

Да и современному человеку, привыкшему к «удобствам цивилизации», для которого его личное «эго» стоит на первом месте практически невозможно представить как можно было(да и зачем?!) рискуя своей жизнью уходить в глухие леса и жить просто для того чтобы сохранять свою веру.

Задавая себе вопрос: а смог бы и ты также? Долго ждёшь и ищешь внутри себя, что какой-то голос ответит тебе — «да, смог бы», тебе кажется, что ты его уже вот слышишь,вроде бы изнутри что-то там в глубине хочет сказать эти простые слова и тебе кажется, что вот-вот, сейчас и совесть твоя будет спокойна. Но! Такого не слышишь, а на мысль приходят евангельские слова: «… а посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово,и оно бывает бесплодным».Хотя, что на весах? С одной стороны забота века сего и обольщение богатством, а с другой? А с другой Царство Небесное!

«Чему подобно Царство Небесное? И чему уподоблю его?» «… подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил,и от радости о нем идет и продает всё,что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел,и купил ее».


Интересна историянашей жемчужины. Появление названия«Малиновский скит» никому не известно— откуда это место получило такоеназвание неведомо.

Известно,что по приказу Питирима (новообрядческогопредводителя гонителей древлеправославныххристиан — нижегородский архиепископ)с 1721 по 1737 год все керженские скиты иМалиновский, надо полагать, в том числебыли сожжены с помощью присланных сюдавоинских частей.

Однако Указ от 16 октября 1762 г. смягчил политику в отношении древлеправославных христиан, этим Указом разрешалось возвращение эмигрировавших из-за гонений христиан на родину.

К этому времени относится рост количества скитов в Семеновских лесах.

Восстанавливается жизнь и в Малиновском скиту.

Благодаря указу керженские скиты вновь стали расти, получая значительную денежную поддержку от Московского купечества. Так — то приходя в запустение, то возобновляясь, Малиновский скит просуществовал до конца XIX века.

На сегодняшний день мы имеем интересное описание Малиновского скита: «обнесенный высокой каменной оградой с башнями и крепкими затворами, этот скит на обширной своей площади имеет много каменных и деревянных корпусов и флигелей разных назначений».

Скиты всегда были духовными центрами древлеправославия,здесь были сосредоточены духовные силы Церкви и можно было осуществлять духовную деятельность. Отсюда шло и руководство Церковью, рассылались священники. Такими центрами были Керженец, Стародубье, Ветка и Иргиз.

 

Сегодня каменные ограды и башни отсутствуют.

Однако есть сохранившиеся постройки и главное — церковь.

 

В 1908 г. архитектор А.М. Вешняков разрабатывает проект каменной, красного кирпича церкви традиционного типа «корабль» с шатровой колокольней.

Однако заказчик, которым был Никола Александрович Бугров, вносит свои изменения: вместо одного купола — пять, а здание украшает цветными изразцами.Проект был утвержден строительным управлением Нижегородского Губернского правления в 1909 г., а само строительство храма было завершено в 1911 г. Освятили храм в честь Владимирской иконы Богородицы.

По свидетельству А.П. Мельникова (сына П.И. Мельникова-Печерского), «в началеXX в. Малиновский скит резко выделялся среди других скитов Нижегородского Заволжья, отличаясь образцовым порядком,и устройством. Это стало возможным благодаря особому покровительству всё тех же купцов Николая Бугрова и Макария Блинова, которым он фактически принадлежал(В связи с этим в народе скит до сих пор иногда именуется «Блиновской дачей»).
Нижегородские газеты так писали об освещении Малиновской церкви: «совершено торжественное освещение каменного храма при Малиновском монастыре построенном известным благотворителем Бугровым Н.А. Освящение было весьма торжественным при многочисленном старообрядческом духовенстве. Хрампоражает убранством древнейших икон и роскошной живописью со стороны оригиналов.На торжественном освящении находились З.А. Бугрова, Ф.А. Асонов и много приезжих старообрядцев. Несмотря на горячее рабочее время, было много крестьян».

Сложная по своей объемно — пространственной композиции красно-кирпичная церковь выполнена в русском стиле, а в отличие от многих храмов начала XX в. с их подчеркнутой асимметрией, она имеет традиционно планировочную схему типа«корабль». На продольную ось здания«нанизаны» объемы крытой паперти,трехъярусной шатровой колокольни с примыкающими к ее основанию двумя служебными помещениями, в северном из которых находится чугунная винтовая лестница, ведущая в подвал и на звонницу,просторной трапезной, четверика храма с боковыми притворами и пятигранной алтарной апсиды. Фасады церкви изысканно нарядны, благодаря сочетанию красно-кирпичных стен с многочисленными полихромными изразцами и оштукатуренными белыми деталями.

Изразцы имеют древнее русское название «полива»(глазурь) — русское название состава для покрытия керамических изделий,образующего при обжиге стеклообразный сплав. Производство поливных изделий прекратилось на Руси после монголо-татарского нашествия, а в 14 веке возобновилось и к1 7 веку уже выпускались облицовочные декоративные плитки.

Все окна имели тонкие металлические переплетыи цветные витражи. Интересно декоративное оформление притворов, а также западного крыльца, имеющего щипцовое завершение 23-и опоры шарообразной формы с лентой поребрика в средней части.

Владимирская церковь, выстроенная на деньги Н.А.Бугрова, стала крупным последним сооружением на территории скита. К сожалению, Николай Александрович не дожил до воплощения своей мечты — строительства большого официально разрешенного храма, он умер 16 апреля 1911 г. на 73 году жизни. Но в память о благодетеле в церкви справа от входа был изображен его портрет с изображением вновь выстроенного храма.

Судьба церкви была трагичной, она просуществовала до 1925 г., когда монастырь был ликвидирован,а постройки проданы отдельным частным лицам и учреждениям. Однако, церковь оставалась пустующей, за исключением подвала, использовавшегося под склад.Но еще долго не прекращался биться пульс церковной жизни, в разграбленном храме,тайком, при закрытых дверях и ставнях,собирались люди для молитвы.

Фотоальбом. Малиновский скит.

В 1993 г. церковь бывшего Малиновского скита  была возвращена древлеправославной общине и переосвещена в честь Казанской иконы Богородицы.С этого же года начались богослужения,которые были официально прекращены еще в 1933 году.

Комплекс Малиновского скита, помимо разработки проекта реставрации церкви, требует проведения дальнейшего исследование связей скита с близлежащими населенными пунктами (с. Филипповское, где находилась старообрядческая богадельня, Попово — родина Бугровых и др.), с возможным определением границ уникальной исторической территории, связанной с историей древлеправославия.

В целом же комплекс Малиновского скита едва ли не единственный пример древлеправославной обители, сохранившейся на территории Нижегородской области,во всяком случае, равного ему не было в конце XIX- нач. XX веков и нет по сей день.

Малиновский скит расположен в 32 километрах от Нижнего Новгорода, в Нижегородском Заволжье,за живописной рекой Линдой недалеко от деревни Филиповское.

В настоящее время здесь проводятся богослужения в воскресные и праздничные дни.


Использованные источники:

Курсовая работа студентки исторического факультета ННГУ
Васильевой Ольги.

 

Материалы сайтов:
www.museum.nnov.ru
www.uic.unn.ru/~dofa/pers/bugrov.htm

14:04
54
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

На сайте размещается информация, которая может являться интеллектуальной собственностью зарегистрированных Пользователей нашего сайта http://blog.raoc.info

Ни одна часть сайта http://blog.raoc.info не может быть воспроизведена или передана каким-либо образом, электронным, механическим, методом фотокопирования, записи или как-то ещё без письменного разрешения редакции сайта и авторов размещённых на нашем сайте http://blog.raoc.info материалов: видео, аудио, текстовых или фото. ©

На сайте http://blog.raoc.info размещаются авторские материалы на различные темы. В своих материалах авторы излагают свою субъективную точку зрения на различные вопросы. Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции и не является позицией Религиозной организации Русской Древлеправославной Церкви.